Специалисты Рочестерского университета в Нью-Йорке заявили, что видеоигры в стиле экшн улучшают способности людей в принятии решений вне игрового пространства. Отмечается, что выбор делается быстрее, а действия в результате таких решений, как правило, безошибочны. По словам исследователей, происходит это потому, что у геймеров развивается внимание к деталям.
Более ранние исследования уже показывали, что люди, которые предпочитают «активные» компьютерные игрушки, отличаются лучшей реакцией по сравнению с теми, кто к играм равнодушен. Специфика шутеров от первого лица, как правило, такова, что стрелок идет по лабиринту и не знает, когда появится противник. Однако одно дело — это реакция, и совсем другое — адекватная реакция. И до сих пор предполагалось, что бывалый геймер мог среагировать быстро, но не всегда точно.
Однако теперь в этом вопросе явно прибавилось ясности. Дафна Бавелье, когнитивный невролог из Рочестерского университета, говорит, что геймеры действительно способны более оперативно принимать быстрые и при этом правильные решения в повседневной жизни. Разгадка кроется в том, что эти люди лучше анализируют, если даже не сказать сканируют окружающее пространство, выхватывая из него самые важные детали. Причем способность эта поистине универсальна — вне зависимости от того, едет человек на автомобиле или стреляет по мишеням.
Поведение геймеров и тех, кто в игры не играет, сравнивалось при помощи серии экспериментов, в ходе которых нужно было принимать различные несложные решения. К геймерам причислялись те, кто в течение года до начала эксперимента посвящал как минимум пять часов в неделю играм в стиле экшн, таким как Grand Theft Auto: San Andreas и Halo 2.
Добровольцам демонстрировались массивы точек. Их просили определить, каким способом точки двигались, какое количество точек двигалось в том или ином направлении. Было обнаружено, что 11 добровольцев-геймеров справились с заданиями быстрее, чем 12 неигроков, без всякого ущерба для правильности. При этом негеймеры, которые в предыдущий год в общей сложности в течение 50 часов все-таки поиграли в такие шедевры, как Unreal Tournament 2004 и Call Of Duty 2, также быстрее и лучше принимали решения, чем те, кто не играл вовсе.
«Наш мозг постоянно делает вероятностные выводы — например, вы едете на автомобиле по трассе и обнаруживаете, что справа на нее стремительно въезжает мотоциклист. Ваш мозг будет вычислять, насколько вероятно то, что вы находитесь на пути столкновения с ним, и исходя из этого сделает вывод, нужно ли вам взять влево или нет. Так вот экшн-игры всячески улучшают процесс формирования такого вывода», — объясняет Дафна Бавелье.
Интересно, что схожая точка зрения поддерживается и российскими учеными. «В случае с видеоиграми речь идет об элементарной тренировке, — отмечает заведующий кафедрой высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ профессор Валерий Шульговский. — Хорошие результаты стрельбы солдата или охотника зависят от того, что мы называем реакцией. И здесь, во-первых, есть некие данные, хорошая природная внимательность человека, во-вторых, есть тренировка, которая немного развивает, улучшает эти способности. О том, какие области мозга тренируются при игре, можно судить только в общих чертах. Известно, что за произвольное внимание отвечают лобные доли мозга. Задняя часть мозга отвечает за непроизвольное. Так или иначе, можно говорить, что с точки зрения тренировки внимания видеоигры приносят пользу».